?

Log in

No account? Create an account
 
 
01 August 2009 @ 07:15 pm
Ар Деко и мода  
 В галерее Зураба Церетели проходит выставка "Ар Деко и мода. Золотые 20-е!"
 Я в восторге!:) Выставка великолепно организована. Она дарит возможность заглянуть в романтическое прошлое "ревущих 20-х", почувствовать аромат эпохи джаза.

 Стиль Ар Деко по образному выражению Скотта Фицжеральда был сформирован "всей нервной энергией, накопленной и растраченной в войне". Пружина, так сильно сжатая войной, наконец разжалась и эффект был стремительным и неожиданным. Жесткие традиции моды предыдущих десятилетий быстро сменялись под влиянием новых идей в искусстве, архитектуре и музыке, новых исторических открытий, новых технологий.




 Временем появления этого стиля можно смело назвать 1918 год - той осенью закончилась Первая Мировая война, приведшая к огромным изменениям в парадигме этого мира.

 Эйфорическое ощущение победы охватило общество, и, слившись со звуками привнесенного войной из США новомодного джаза, оно потребовало срочных перемен и в модном женском силуэте. В первую очередь, период 1920-х годов знаменит новой концепцией женского тела - не "бельфамистой", то есть пышногрудой фигуры femme fatale, а стройной, спортивно-подтянутой и узкобедрой фигурки Garconne.

 Женщина нового десятилетия старалась во многом быть похожей на мужчину - водить автомобиль и аэроплан, работать с утра до вечера, курить в обществе, заниматься спортом, купаться и загорать на смешанных пляжах, пить шампанское и лихо танцевать чарльстон или фокстрот. С легкой руки Голливуда, чьи немые фильмы во многом способствовали распространению моды Ар Деко во всем мире, вошел новый тип беззаботной девушки с короткой стрижкой и ярким макияжем в стиле "вамп", мечтавшей о романах с миллионерами, роллс-ройсах, шампанском и полуночных танцах. Эти юные создания получили прозвище "флэппер" ( от английского слова "хлопушка"). Для подобного образа жизни требовались новые, отражающие запросы той бурной эпохи платья, вовсе не похожие на вышедшие из моды силуэты прошлых лет.













 Следует отметить и геополитические причины изменения женской моды в ту пору. Так из праха возродилась Польша, на карте образовались Литва, Латвия, Эстония, Чехословакия, Венгрия и Румыния, а на обломках австро-венгерской монархии родилось королевство Югославии. Рождение этих новых государств мотивировалось в первую очередь их культурной уникальностью и неповторимостью. А значит, в связи с этим, возник интерес к их национальному искусству, фольклору, орнаменту и костюму.

 Мода моментально взяла на вооружение орнаментальную часть восточно-европейского фольклора, особенно вышивок. Ведь во время недавней войны множество ткацких фабрик, ранее вырабатывавших великолепные шелковые ткани на нужды модной индустрии, были вынуждены волею судеб переквалифицироваться на нужные армии ткани для обмундирования, и первые послевоенные сезоны в моде нового направления ощущалась очевидная нехватка роскошных материалов. Так в моду вошла ручная вышивка, неотделимая от концепции стиля Ар Деко в 1918-1929 годы, то есть до периода экономического кризиса осени 1929 года, повлекшего за собой Великую депрессию и рождение совсем другой моды. Среди вышивок на платьях тех лет особенно заметны славянские и русские мотивы, чья популярность поддерживалась небывалым притоком русских беженцев в страны Европы из послереволюционной России.





















 Главные изменения силуэта в тот период коснулись длины платьев, которая постепенно поднималась все выше и выше, пока не достигла шокировавшей тогда многих ретроградов поколенной длины. Другие изменения коснулись линии талии, которая в 1920-е годы окончательно упала низко на бедра. Новое положение талии позволило совершенно выпрямить силуэт женских платьев, сделав их почти геометрически прямоугольными, что вторило стилю архитектуры, живописи, убранству интерьера и орнаментам периода Ар Деко. Сам термин "Ар Деко" пришел в моду лишь в 1925 году, когда в Париже открылась международная выставка "Des Arts Decoratifs". Много павильонов имели строго выдержанные геометрические формы пирамиды, призмы или конуса, тем самым задавая тон всему визуальному пространству той творческой эпохи.

 Интерес к пирамидам был вовсе не случаен: в 1923 году английский археолог Картер открыл ранее неизвестную гробницу забытого египетского фараона Тутанхамона. Обилие золотых украшений египетского стиля, мебель и предметы быта, найденные там, стали мировой сенсацией и вызвали волну так называемой "египтомании", сильно повлиявшей и на модные тенденции - появление "египетских платьев", шляп, серебряных каирских шалей, оригинальной обуви и украшений, моды на псевдоегипетские прически и грим, характерные позы манекенщиц на модных фотографиях тех лет.























 Культ молодости - это изобретение 20-х годов. Тот, кто хотел идти в ногу со временем, должен был быть мобильным и беззаботным. Жили на пределе, обгоняли на автомобиле старые экипажи, заправлялись алкоголем как топливом, заглушали гложущие чувства голода или вины опиумом и танцевали до упада. Лучшего средства поддержания стройности не существовало. Ведь она должна была непременно быть худенькой, эта garconne ( "женщина-мальчик" ) 20-х годов.



 Так их стали называть после романа Виктора Маргеритта "Мальчик", опубликованного в 1922 году. Несмотря на то, что эту книгу расценили как порнографию, так как в ней описывались женщины, которые коротко стриглись, делали карьеру, носили мужскую одежду и предавались свободной любви, роман стал бестселлером, а его главная героиня на протяжении многих лет была примером молодой женщины в стиле "унисекс", которая из принципа предпочитала делать все то, что вызывало скандал или было запрещено.

 Иначе она, видимо, получала бы мало удовольствия. Мужчин катастрофически не хватало...Кто же в такой ситуации станет мечтать об идеале обеспеченной и потому беззаветно преданной жены и матери? Ведь лучше было изображать роковую женщину-вамп, в духе тех, что производили фурор в кино. И потому они пользовались косметикой, брились и опрыскивали себя духами так, будто все они были звездами экрана.

 В остальном мальчишеский облик не предусматривал наличия признаков пола. Волосы можно было коротко постричь, но куда делись грудь, живот и бедра? Конечно, спорт и всевозможные диеты входили в обязательную программу современной женщины, и новые эластичные корсеты делали плоским все, что прежний корсет когда-то подчеркивал.











 Что касается аксессуаров, то важна была не стоимость, а шокирующий эффект. Поэтому бесконечно длинный мундштук, который мог быть так провоцирующе двусмыслен, пользовался еще большим успехом, чем безумно длинная нить жемчуга, причем совсем необязательно настоящего.

























 Обувь "сумасшедших лет" была рассчитана на танцы. Поэтому и сшиты туфли были так, чтобы не соскользнуть с ноги. Туфли с ремешком - это символ золотых двадцатых, времени буйных вечеринок и танцевальных марафонов. Верхом экстравагантности была танцевальная обувь из той же ткани, что и выходное платье.







 Теплые пальто с меховым воротником и дорогой вышивкой на рукавах вошли в моду по необходимости: как иначе можно было не замерзнуть в крошечных платьицах?
Пуаре тут же создал подходящую шляпку.














Анна Павлова





 В "черную пятницу", крах на бирже 25 октября 1929 года, закончилась короткая эра золотых двадцатых.

Окунуться в эпоху джаза мне помогли книги:
Шарлотта Зелинг "Мода. Век модельеров"
Александр Васильев, Назим Мустафаев "Ар Деко и мода"
 
 
 
mashmallow_piemashmallow_pie on August 1st, 2009 01:54 pm (UTC)
спасибо, очень красивый пост!

кстати, интересно, если в моде были девочки а ля мальчики, носившие короткие стрижки, гонявшие на автомобилях, плоские да еще и брившиеся, почему же брюки не стали частью гардероба модной дамы?=)
olgado: vrolgado on August 1st, 2009 02:41 pm (UTC)
:))
сразу видно любителя джинсобрюк:)

брюки, конечно же,носили, но они еще не получили широкого признания.



интересно, что даже в 30-е, когда брюки стали неотъемлемой частью гардероба элегантной женщины,появляться в них в обществе было не принято.
журнал "Vogue" лишь в 1939 году впервые представляет брюки с полувером в качестве одежды для дам.

а вот я интересуюсь: неужели платьюшки совсем не заинтересовали?:))
mashmallow_piemashmallow_pie on August 1st, 2009 02:54 pm (UTC)
надо же как, оказывается, недавно брюки стали частью женского гардероба 0_о и ста лет еще не прошло. я в шоке=)

платьюшки, если честно, тех годов меня не очень впечатляют. посмотреть очень интересно, окультурилась в историческом плане=) но эта низкая-низкая талия...эти прямоугольные фигуры...не мое!
olgado: vrolgado on August 1st, 2009 03:03 pm (UTC)
во как...какая ты впечатлительная:))

да, это ты в самую точку - низкая талия, прямоугольные формы не твое. а вот аксессуары, такие как жемчуг, чудесные сумочки из бисера, на мой взгляд, вполне могли бы дополнять твой образ:)

а, кстати, в музее Скрябина открылась выставка, посвященная Японии:)
mashmallow_piemashmallow_pie on August 1st, 2009 03:08 pm (UTC)
ааа, я, наверное, уже не успею сходить!делегирую туда тебя. сделаешь, для меня репортажик, если там интересно будет?=)
olgado: vrolgado on August 2nd, 2009 01:00 am (UTC)
постараюсь))
Musimusen on August 1st, 2009 02:53 pm (UTC)
Спасибо за экскурсию!
У меня такое двоякое впечатление: что-то очень нравится, а что-то совсем отталкивающее.
olgado: vrolgado on August 1st, 2009 03:05 pm (UTC)
Пожалуйста!:))
Лиз, а что понравилось и что показалось совсем отталкивающим?
dobroletdobrolet on August 1st, 2009 03:55 pm (UTC)
Очень интересный обзор! Спасибо!
Каждый раз, с огромным удовольствием читая ваши очерки, нахожу для себя что-то новое и интересное :)
olgado: vrolgado on August 2nd, 2009 01:02 am (UTC)
Спасибо!
На мой взгляд, этот пост классический пример того, что новое - это хорошо забытое старое:))
А что вы нашли для себя нового?
dobroletdobrolet on August 2nd, 2009 04:57 am (UTC)
Раньше было расплывчатое представление об этом периоде в плане моды. Так примерно знал, что носили платья прямые с опущенной талией и танцевали чарльстон, курили через длинный мундштук и много пили шампанского, и все пожалуй.
А о подоплеке всего этого и не задумывался. А тут так совпало удивительно, ваш очерк о послевоенном периоде и дата вступления нашей страны в Первую Мировую войны.
olgado: vrolgado on August 2nd, 2009 06:41 am (UTC)
Да,я,кстати,тоже вчера подумала о совпадении темы поста и даты вступления нашей страны в Первую Мировую войну.
А подоплека есть всегда у любого события, у любой тенденции.Мода мне и интересна именно тем, что она затрагивает все пласты жизни человека.Любое модное течение является следствием целого ряда факторов: политического, географического, экономического,торгового и др.
dobroletdobrolet on August 2nd, 2009 07:08 am (UTC)
Оглядываясь на историю, думается, что человечество склонно к самоуничтожению тем или иным способом. И мода является одним из орудий этого процесса. Не успела закончиться война, унесшая многие жизни, начался разгул забытья, также не способствующий укреплению здоровья и рождаемости здорового поколения.
Мне кажется что мода не только следствие но и фактор одновременно! :)
olgado: vrolgado on August 2nd, 2009 08:36 am (UTC)
Я тоже чувствую в этой эпохе некий надрыв...как будто жизнь на грани.
Признаться,не размышляла столь глубоко,но думаю, что вы на самом деле во многом правы:)
Вика Сафроноваbusy_frog on August 2nd, 2009 05:18 pm (UTC)
Спасибо, Оля! я бы с удовольствием сходила на выставку тоже. очень интересно!
не могу не похвастаться, но знаю одну девушку, которая занимается реставрацией нарядов для Васильева, и одно из этих платьев точно побывало в её руках: розовое с вышивкой и букетиком на поясе.
olgadoolgado on August 3rd, 2009 03:06 am (UTC)
Вика,спасибо большое!выставка действительно безумно интересная!
ооооо, как это должно быть интересно - заниматься реставрацией нарядов для Васильева!!!
Вика Сафроноваbusy_frog on August 3rd, 2009 05:00 am (UTC)
думаю, что однозначно! я даже немного завидую ей, и мне удалось выпросить через неё автограф у него :)
olgado: vrolgado on August 3rd, 2009 05:14 am (UTC)
позавидовать и правда есть чему:))
roses_towerroses_tower on August 3rd, 2009 02:54 pm (UTC)
рада снова видеть тебя здесь))). пост, как всегда, великолепен).
olgado: vrolgado on August 3rd, 2009 03:07 pm (UTC)
ой,Жень,а я как рада тебя видеть!)))
спасибо большое,ооочень приятно)).
vent_vertvent_vert on September 21st, 2009 08:59 am (UTC)
Здравствуйте! Так приятно было прочесть этот пост и еще раз взглянуть на фотографии с выставки!
А у вас нет, случайно, такой фотографии с выставки, -там стоит дама около лестницы и подпись что-то типа "роковая женщина 20-х" или "светская львица". Изображенная неизвестна.
olgado: vrolgado on September 21st, 2009 09:11 am (UTC)
Здравствуйте!Спасибо большое!
Я поищу интересующую вас фотографию...сейчас убегаю на учебу,а завтра обязательно напишу :)
olgado: vrolgado on September 22nd, 2009 03:18 am (UTC)
Вы знаете, нашла фото дамы около лестницы,но, к сожалению, оно совсем-совсем не в резкости вышло((

Кстати, меня зовут Оля и со мной можно и даже нужно на "ты"))
vent_vertvent_vert on September 22nd, 2009 05:45 am (UTC)
Ok! Очень приятно! А я - Люба!:)
LiveJournal: pingback_botlivejournal on June 27th, 2013 05:27 am (UTC)
Ар Деко и мода
Пользователь mirasydor сослался на вашу запись в записи «Ар Деко и мода» в контексте: [...] Originally posted by at Ар Деко и мода [...]