?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 April 2009 @ 04:27 pm
"Мастер и Маргарита"  

 Я расскажу вам историю, о том как один французский художник "подпортил" мой любимый роман "Мастер и Маргарита" :)

 Проходят десятелетия, а интерес к этому произведению не угасает.И периодически появляются различные проекты "по мотивам" «Мастера…»  Каждый автор представляет свое видение, свое восприятие этого произведения. Но вот что удивительно: как правило, удается показать самое простое, стандартный набор поверхностных картинок, что и является, на мой взгляд, причиной провала всех проектов, связанных с «Мастером и Маргаритой». Этой участи не избежал и французский фотограф Жан – Даниэль Лорье, выставка которого с одноименным названием проходит сейчас в Москве.
 
 Показательный проект, не оставляющий равнодушным. Что-то нравится, что-то нет, что-то совпадает с личными представлениями и ассоциациями, что-то вызывает полное отторжение. Но сам факт, что выставка вызывает эмоции, уже достижение для ее автора. И тем не менее, представленная экспозиция доказывает, что иллюстрирование  литературного  шедевра обречено на крах.
 
 Мне был очень интересен заморский взгляд на роман, и я с удовольствием пошла знакомиться с "французскими" Мастером и Маргаритой:)
Это красивая выставка постановочных фотографий, скорее уместных для гламурных, глянцевых журналов, чем для иллюстраций к Булгакову.
Наибольшее внимание уделено двум сюжетным линиям:  замечательной четверке (Воланд, Коровьев (он же Клетчатый), Азазелло и Бегемот) и самим мастеру и Маргарите.






  «Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, а то, что он собирается платить!»:)





  Азазелло (демон безводной пустыни, демон-убийца)  ну никак не может быть юношей с глупым выражением лица.



 Иван Бездомный



  Прежде чем посмотреть фотографии мастера и Маргариты, давайте вспомним какой же была Маргарита…

 «...Она была красива и умна. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста…Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата.
Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом…она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме?...»
 
 «Ах, королева,  - игриво трещал Коровьев, - вопросы крови – самые сложные вопросы в мире! Я ничуть не погрешу, если, говоря об этом, упомяну о причудливо тасуемой колоде карт. Есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами. Намекну: одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке, надо полагать, очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал ей, что ее прелестную прапрапраправнучку  я по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам.»
 
  « - Бедная моя, бедная, - сказал я ей, - я не допущу, чтобы ты это сделала. Со мной будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибала вместе со мной.
Она страшно оживилась, припала ко мне, обвивая мою шею, и сказала:
-Я погибаю вместе с тобой. Утром я буду у тебя.»
 
Создается неоднозначный, многогранный образ. Что мы видим на фотографиях?








 
 Так, смотрим дальше :) На фото ниже я увидела двух благополучных, ухоженных людей, которым не знакомы ни лишения, ни муки творчества, ни страдания. Прямо идеал глянцевого гламура:)
 
  Вспоминаются слова Воланда: «Ведь сколько же раз я говорил вам, что ваша основная ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значение человеческих глаз! Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза – никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!»







 

  А рядом со следующей потрясающей фотографией текст:

 «- Слушай беззвучие, -говорила Маргарита мастеру, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который дали тебе в награду. …Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный  и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.»
 
 Действительно ли похоже по подборке цветов на фото, по динамике движения ткани, по томному выражению прекрасного лица актрисы,  что впереди ее ждет вечная тишина, мудрость и покой? :)



   Еще хуже получилась, нет не так...полностью провалена (о, точное определение:) сюжетная линия о Понтии Пилате! Основная, на мой взгляд, линия романа, самая тонкая, самая значимая, основа всего произведения. Связующее звено всех остальных сюжетных линий. Без истории Понтия Пилата не было бы ни истории мастера, ни истории их любви с Маргаритой, не получились бы объемными другие сюжетные линии.
 
  А как же беседы Пилата с Иешуа, насквозь пронизанные глубоким философским смыслом?
 
 " -Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? - спросил, очень оживившись, развязанный.
-Ну, хотя бы жизнью твоею, - ответил прокуратор, - ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это!
- Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? - спросил арестант, - если это так, ты очень ошибаешься.
Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
- Я могу перерезать этот волосок.
- И в этом ты ошибаешься, - светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, - согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто его подвесил?"

  А как же малодушное принятие решения о казни Иешуа?
 
 "Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями. Обман же самого себя заключался в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти, теперешние, вечерние, не менее важны, чем утренний приговор. Но это очень плохо удавалось прокуратору."

 И вечное мучение, вечное раскаяние...

 "И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно  и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением - ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. 
 Свободного времени было столько, сколько надобно, а грозабудет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
 Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
- Да, да, - стонал и всхлипывал во сне Пилат.
 Разумеется, погубит. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!
- Мы теперь всегда будем вместе,- говорил ему во сне оборванный философ-бродяга.
 Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона."

 На экспозиции было представлено всего две (!) фотографии, посященные Пилату. Хотя одна из них мне даже понравилась.



  А сделано все это чудо по заказу нашего продюсера. Удивительно, зачем ему понадобилось обращаться к услугам французского фотографа и французской актрисы? 
 Неужели в необъятной России не нашлось талантливых фотохудожников и замечательных, харАктерных актрис, способных хотя бы отчасти воплотить в реальность мир, созданный Булгаковым?

 
 
 
mashmallow_piemashmallow_pie on April 23rd, 2009 01:29 pm (UTC)
какая ты категоричная)))
я думаю каждый имеет право на самовыражение. вот он прочитал роман и так представил себе героев.француз, что с него взять=)))
пост очень интересный, и я с тобой согласна - лажа полная))
olgadoolgado on April 23rd, 2009 01:45 pm (UTC)
ну вот...стоит человеку выразить свое мнение, и сразу категоричная)))
спасибо))...кстати, а почему, с твоей точки зрения, лажа? ( прошу заметить, не я это слово употребила)))
mashmallow_piemashmallow_pie on April 23rd, 2009 02:03 pm (UTC)
какая щепетильность со словами=)))
может в жизни по-другому смотрится, но вот так на фото все выглядит совсем безжизненно. такие хорошо одетые европейцы без всякой задней мысли, имхо.
olgadoolgado on April 23rd, 2009 02:15 pm (UTC)
)))
такие хорошо одетые европейцы без всякой задней мысли - в самую точку, надо заметить)))
а ты не хочешь сходить на выставку, она до 28...кажется))
mashmallow_piemashmallow_pie on April 23rd, 2009 02:34 pm (UTC)
пасиб-пасиб=))
ммм, не наю, что со временем будет...
olgadoolgado on April 24th, 2009 12:37 am (UTC)
Время- это да, такая субстанция,которой всегда не хватает)))
Musimusen on April 24th, 2009 01:18 am (UTC)
полностью с тобой согласна! Например, сцена на скамейке - он украл ее из моей головы!!! А вот Маргарита совсем не моя.
olgadoolgado on April 24th, 2009 01:34 am (UTC)
Вот это меня и зацепило - то, что Маргарита совсем-совсем не моя и отсутствие фото о Пилате. Моему праведному гневу не было предела)))
dobroletdobrolet on April 24th, 2009 03:26 am (UTC)
Интересная статья. Я бы сказал - правильный взгляд на происходящее!:) Не понимают иностранцы глубин русских шедевров. Да и наши то далеко не все. Продюсер конечно "крендель" ещё тот, про себя любимого не забыл, Воланда изображает - но это его право! А иностранные актеры хоть и красивы, но хороши для своих реалий, нет в них тех чувств и эмоций, что переживаешь, читая роман. Да и откуда?
Спасибо автору за прекрасное освещение культурной жизни столицы. Продолжайте в том же духе. Очень интересно читать!
olgadoolgado on April 24th, 2009 03:31 am (UTC)
Оооооо, прямо рецензия на мою рецензию!:)))
Спасибо большое, доброе слово всегда очень стимулирует:)))
А были ли понравившиеся фото среди представленных?
dobroletdobrolet on April 24th, 2009 03:42 am (UTC)
Сами фото да. А вот то что они изображают не очень. Не естественно как то смотрится, натянуто.
Последняя если только.
А кот вообще урод. Не кормили его видно долго...)))
olgadoolgado on April 24th, 2009 03:48 am (UTC)
Последняя фотография мне тоже очень понравилась.
А Бегемот да, явно подкачал...(((
Михаил Копыловkraepelin on October 29th, 2009 03:45 pm (UTC)
Кичевато.Зело кичевато.
Маргарита - толи Наталья Варлей, толи Елена Соловей в молодости .
olgadoolgado on October 29th, 2009 04:22 pm (UTC)
Кичевато, да.
Насчет Натальи Варлей И Елены Соловей - это вы здорово заметили :)