?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 August 2015 @ 07:49 pm
"Русская краса"  
  В Коломне сейчас проходит выставка народного костюма XIX – XX веков из коллекции Сергея Глебушкина - известного собирателя и исследователя русского народного костюма. Коллекция включает в себя костюмные комплексы начала XIX — XX веков, собранные в этнографических экспедициях в разных регионах России.

  На выставке представлены в основном праздничные наряды, именно их так любили и бережно хранили русские женщины. Большинство экспонатов выполнены вручную (ткачество, вышивка, плетение). Материал: шерсть, лён, конопля - то, что производилось в собственном хозяйстве. Но иногда применялись и покупные ткани (шёлк, парча, атлас), привезенные из Индии и Китая.

  Русский народный костюм - это не только многообразие стилей и видов одежды, не только уклад жизни русских людей на огромном пространстве. Это взаимодействие видимого и невидимого мира. Это слышимые звуковые вибрации и сокрытые от всех женские чувства и помыслы, с которыми не принято было делиться в крестьянской среде, но которые "вшивались" в узоры и растворялись в многовековой толще времени, соотнося личную жизнь с жизнью предков.



  Костюм женский, праздничный, молельный, (русские, старообрядцы). Республика Коми село Усть-Цильма (Архангельская обл), середина XIX в.





  Слева "Романушка" в костюме с. Романовка, Липецкой обл.
  В центре кукла в горевом костюме Рязанской области, из серии "В последний путь".
  Справа в свадебном костюме, с. Секирино Скопинского р-на, Рязанской обл.



  Костюм женский, праздничный, Архангельская обл, Пинежский район, конец XIX в. Рубаха «намышница», сарафан «набивальник», пояс, головной убор повойник.





  В волшебном мире этих экспонатов каждая деталь имеет значение и важный смысл. Внимательным образом посмотрев на костюм женщины, обращая внимание на цвета, орнамент, наличие дополнительных предметов одежды, можно было определить ее возраст, семейное положение, душевное состояние. Каждая мелочь считалась символом. А в вышивках - оберегах и полосках(на фартуке, рукавах и пр.) зашифрована вся ее жизнь: вдовка она или солдатка, сколько детей, какой возраст, какой характер. По костюму же был виден уровень материального благополучия.



   Головной убор «сорока».



  Александр Филиппович и Анна Васильевна Глебушкины (дедушка и бабушка Сергея Глебушкина ), 20е годы XXв.



  "Первый костюм, положивший начало коллекции, принадлежал моей бабушке по материнской линии, - вспоминает Сергей Глебушкин. - Она родом из рязанского села Салтыково. Костюм очень тяжелый, у него толстая шерстяная понёва весом в 4 килограмма, к тому же гофрированная".

  Бабушка Глебушкина Мария Вдовина (слева).



  Второй костюм достался собирателю от бабушкиной сестры. « Я вспомнил, что у бабушкиной младшей сестры Александры Васильевны тоже есть костюм. Она вообще не могла понять, зачем мне в Москве потребовалось это "шмотьё". Когда всё же принесла узел, оказалось, крыса прогрызла дыру через все складки. Но даже такому костюму я был безмерно рад».

  Александра Васильевна Вдовина, 20е годы XXв.



  Слева костюм девичий, праздничный, Тульская обл, Суворовский район (Калужская губ., Лихвинский уезд), конец XIX в. Рубаха, сарафан, запон (фартук), пояс.







  Костюм женский, праздничный, Нижегородская обл, Вознесенский район, село Полхов Майдан, конец XIX в - начало XX в. Рубаха, сарафан, передник, пояс, головной убор «сорока».



  "Приехав в конце 80х годов в село Секирино Рязанской области, я был удивлён, что местные жительницы, в основном пожилого возраста, ещё ходят в понёвах и поднизывают под платок "косы". Это ли не сохранение местных традиций, это ли не урок нам, как дорожить своим достоянием? В каждой избе сундуки ломились от понёв, запонов, "хфранцузских" платков. Не очень-то легко люди хотели расставаться со своим добром. А это было припасено не только для себя, но и для будущего поколения по родству. Каждый костюм был именным: и для дочери, и для внучки. "А может оденут, когда замуж будут выходить", - слышал я в ответ, когда был заинтересован в понравившемся костюме. Расставались с трудом, с неохотой.
Прошло 15 лет. Волей судьбы оказался в том же селе Секирино. Разграблено. Нет ни платков, ни "изложенных" понев, ни бисерных украшений, которыми славилось Секирино."



  Слева костюм женский, праздничный из Рязанской обл., Кадомского района, села Кателино. Конец XIX в- начало XX в. Рубаха, понёва, запан «кубовый», пояс.
  Справа костюм женский, праздничный из Рязанской обл., Кадомского района, села Кателино. Вторая половина XIX в. Рубаха, понёва, запан, головной убор повойник, пояс.

  Пово́йник (повой, повоец от повивать) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове.



  Костюм пожилой женщины. Рязанская область, Скопинский район, село Секирино. Конец XIX в- начало XX в. Рубаха, понёва, завеска, платок.



  В XIX веке и раньше одежду делали из льняного, конопляного или шерстяного полотна. А с проникновением в глубинку мануфактурных тканей (ситец, шелк, парча) - и они стали внедряться в костюм. Эти материалы, которые покупали за деньги, называли еще "магазинышными". Ткани, что производились в домашних условиях, мужики называли раньше "дармовыми" - потому что жена лен посеет, обработает, соткет, сошьет, денег платить не надо, муж не тратится. "Магазинышные" использовали, если девка выходила замуж, - покупали что-то подороже.

  Слева костюм женский, праздничный, Брянская обл, Жуковский район, село Овстуг (ранее Орловская губ., Брянский уезд), вторая половина XIX в. Рубаха, понёва, фартук, платок.
Справа костюм женский, праздничный, Калужская обл, Куйбышевский район, деревня Лужница (ранее Калужская губ, Жиздринский уезд), начало XX в. Рубаха, понёва распашная, завеска, платок.







  Костюм девичий. Воронежская обл., Бутурлиновский район, село Каёновка начало XIXв. Рубаха, сарафан, кушак, нагрудное украшение.





  Костюм женский, праздничный Пензенская обл, Земетчинский район (Тамбовская губ), конец XIXв.- начало XX в. Рубаха, понёва, шушпан (старинная крестьянская мужская и женская одежда в виде свободного холщевого кафтана, с красной оторочкой, иногда вышивкой гарусом), пояс.









  Красив и ярок традиционный костюм. Декоративность его достигается как путем комбинирования тканей разного цвета и фактуры (для народного костюма характерна аппликация из ромбов и квадратов, мелкий геометрический орнамент, хотя иногда встречается и растительный), нашивки лент, так и путем вставок из простого кружева, вышивки.

  Костюм девичий, праздничный, Липецкая обл, Липецкийкий район, село Троицкое (Тамбовская губ, Романовский уезд, Троицкая слобода), первая четверть XХ в, кофта-казачок, юбка, фартук, платок.







  Народный костюм - важная часть традиционной художественной культуры. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. Знание истоков его художественной природы дает возможность человеку приобщиться к традиционной русской культуре, позволяет воспитывать определенное восприятие мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства.



Сайт Сергея Глебушкина