?

Log in

No account? Create an account
 
 
20 January 2011 @ 04:07 pm
"Искусство Рене Лалика"  

  "Украшение - это "каприз, застывший в своем полете". Гармонично сливаясь с женщиной, становясь ее частью, украшение лишь одним своим присутствием оберегает ее чувства и воплощает ее добродетель. Кольца, подвески, амулеты, сочетаясь с образом их обладательницы, могут рассказать и о ее душе. Когда драгоценность является произведением истинного художника, она несет в себе нечто особенное, свойства, присущие несравненному талисману. Произведение искусства, составляющее единое целое с женщиной, возможно, дарит ей новые чувства, ощущение независимости и превосходства. Она более не объект для украшений, отныне она сама их выбирает и останавливает свой взор на художнике, который достоин прославлять ее своим талантом." Mathey

  В Кремле прошла выставка французского ювелира Рене Лалика. До настоящего времени персональных выставок в России не было, однако его произведения дважды демонстрировались в Санкт-Петербурге.



  Родившись в Аи в 1860 году, Рене Лалик провел детство в Париже и в любимой с детства Шампани. Он писал: " Там я ощущал желание отрешиться от всего. Там под сенью огромных деревьев мой родины сердце покидали печали, и все, казалось, говорило о любви".
  Декоративный язык произведений Лалика сложился под влиянием его детских зарисовок окружающей среды, повторенных на протяжении многих лет в многочисленных набросках, в подготовительных рисунках и ставших питательной средой для его необычных творений.

  Его рисунки, этюды, фотографии были не просто методичной фиксацией материала, сделанной с научной строгостью, а скорее сокровенным постижением тайн природы и глубоким самовыражением, потому что в малом отражается большое, в детали - целое. Этот безусловный принцип целостности в искусстве, являющийся выражением его символической природы как таковой, совпал не только с природой стиля модерн, но и с творческой натурой Лалика-художника: " Мое восприятие природы - это сама жизнь моего духа: я чувствую, что я нахожусь в ней. Рисовать пейзажи, которые я вижу, в соответствии с тональностями, которые я наблюдаю, - значит раскрывать секрет моей души. Природа - это символ моей сущности и моей жизни".

  Рене Лалик и его супруга, Алиса Ледрю, сентябрь 1903 г.



  Рене Лалик стал поистине "законодателем новой эпохи" в ювелирном деле. Он начал создавать нечто совершенно новое в этой области в 1890 году и работал примерно до конца первого десятилетия ХХ века. Как заметила Вивьен Беккер, "Лалик боролся за то, чтобы поднять ювелирное дело на новый уровень, способствуя таким образом рождению совершенно новой художественной формы - синтеза всех искусств: литературы, поэзии, живописи, скульптуры, фотографии и искусства создания ювелирных украшений".







  Рисунки двух головных уборов для Сары Бернар в роли Теодоры в спектакле "Теодора" В. Сарду.





  Рене Лалик использовал все технические возможности эмали, ее сверкающую и разнообразную палитру, ее взаимодействие с золотом, реже с серебром, а также бриллианты и, главным образом, цветные камни, чтобы передать жизнь растений и цветов, часто ассоциирующихся с женскими лицами.



  Еще один любимый и часто использовавшийся Лаликом в ювелирных изделиях материал – рог. Его необыкновенная текстура и прозрачность особенно восхищали мастера. Оказалось, что при различной толщине пластинки рога дают различные оттенки цветов, чем художник с успехом пользовался при создании новаторских украшений.
  Изделия из рога позволяют проследить, как развивался интерес Лалика к темам природы – растительного и животного мира; в них особенно заметно влияние японского искусства, мода на которое распространилась по всей Европе в середине ХIХ столетия, когда Япония открылась западному миру.
  Именно гребень является ключевым элементом дамских туалетов в Стране восходящего солнца. О влиянии японских мотивов на художественное творчество тех лет ярко свидетельствуют слова Анри Вевера: «Не то чтобы мы вдруг начали использовать работы японцев в качестве моделей; они просто стали настоящими путеводными знаками , возвращающими нас к взаимодействию с природой, от которой все мы дружно отвернулись начиная с эпохи Средневековья».
  Лалик довольно часто использовал в декоре своих гребней насекомых, поскольку их изображения на японских гравюрах и в книгах заполонили в то время европейские галереи и книжные магазины и влияние их на сознание европейских умов было огромным.





  В поэтической вселенной Лалика с ее символами и чудесными превращениями нашлось место и для животных. Они были наделены активностью, которой Лалик лишил образы людей. Беспокойные насекомые копошатся на поверхности ювелирных изделий, брошей, гребней, украшений для корсажей: осы, жуки-олени ... они пересекаются с летящими птицами, ласточками, дневными бабочками и ночными летучими мышами.









  Женщина была одновременно объектом и сюжетом украшений Лалика, она стала источником множества интерпретаций и метаморфоз, порожденных не только символизмом, но и легендами античности. Мы встречаем сирену со струящимися волосами, часто находим таких странных существ, как превращенную в стрекозу женщину, как бы рождающуюся из пасти дракона с безмятежным выражением Венеры Боттичелли и женщину-стрекозу, образцом для которой послужила Луа Фюллер.















  Рене Лалик создал множество женских образов, вырезанных на тончайших пластинах из слоновой кости и на таких матовых камнях, как халцедон и удивительный зеленый хризопраз.









  Диадема для спектакля "Береника".



  В 1908 году Лалик арендовал стекольный завод в Комб-ла-Вилле, недалеко от Парижа, чтобы разместить там промышленное оборудование, способное выпускать флаконы для духов, такие декоративные предметы, как вазы, бутылки, предметы для бюро и туалетных столиков, лампы, в которых он обратился к сюжетам, характерным для украшений: женщине и природе, флоре и фауне. В своем новом ремесле, в работе со стеклом, он использовал методы, найденные им в работе с украшениями. Лалик имел дело со стеклом в холодном и в горячем состоянии в зависимости от желаемого результата. Он изобрел новые методы, внедрил производство стекла в историю промышленности ХХ века.







  Ночник "Два павлина", Франция, модель создана в 1920 г.





  Абажур «Цветы», пожалуй, самый яркий образец из всего огромного разнообразия изделий из стекла, созданных Рене Лаликом. Абажур округлой формы из белого матового стекла полностью покрывает окрашенный рельеф из полевых цветов разных оттенков янтаря со всеми тончайшими деталями. Это произведение искусства вновь и вновь демонстрирует чувство глубокой привязанности художника к природе, и в особенности к полевым цветам, которыми он всегда любил себя окружать. Как мы узнаем от Анри Вевера, «…все дни Лалик проводил за рабочим столом с кистью или резцом в руке. А вокруг него, на каждом горизонтальном участке мебели или по всем углам комнаты были в огромных количествах расставлены цветы, которые он любил с самого детства».





  Интересны слова, которыми Лалик как бы невзначай обмолвился в письме жене от 1895 года: « Я все же подобрал для Вас книги, которые будут посланы завтра; среди них одна Оскара Уайльда, но имя не определяет ценности произведения». Ценность, как считал Лалик, обуславливается не принятой иерархией, статусом имени или рыночной стоимостью материалов, а художественным чувством.

  Невозможно не вспомнить крылатую фразу, сказанную на открытии ретроспективной выставки Рене Лалика в Музее декоративных искусств в Париже в 1933 году историком искусства Анри Клузо, который, подводя итоги целого периода конца ХIХ – начала ХХ века, именующегося во Франции ар нуво, назвал его «эпохой Лалика». Лалик как «стиль» узнается в других, ибо его произведения начали влиять на все большее количество европейских дизайнеров еще с середины 1890-х годов, ассоциируясь с самыми изысканными воплощениями ар нуво, тогда как «другие» не узнаются в Лалике.

  Пост подготовлен по материалам выставки.

 
 
 
mashmallow_piemashmallow_pie on January 20th, 2011 10:40 am (UTC)
Какая красота!спасибо большое)
была на этой выставке и просто еле-еле смогла с нее уйти.мне кажется,украшения вступают в какую-то химическую реакцию с женским организмом)))я была готова остаться на несколько дней рядом с некоторыми экспонатами=))
колье из лягушечек оч забавное! я бы прямо каждый день носила бы=)
olgadoolgado on January 20th, 2011 04:17 pm (UTC)
пожалуйста)знаешь, что ужасно обидно? некоторые произведения, которые я с удовольствием здесь показала бы, изуродованы полиграфией до практически неузнаваемости((
а я бы подвеску с девушкой и синим камнем примерила))

офф.действительно Третьяковка до 22 работает?
(no subject) - mashmallow_pie on January 21st, 2011 04:09 am (UTC) (Expand)
(no subject) - olgado on January 21st, 2011 08:08 am (UTC) (Expand)
...papagenaaa on January 20th, 2011 12:20 pm (UTC)
О, ДА! Прекрасная Выставка ! и Спасибо за постинг! )
olgadoolgado on January 20th, 2011 04:22 pm (UTC)
Да, выставка была просто потрясающая! Спасибо большое!))
(no subject) - papagenaaa on January 20th, 2011 04:45 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - olgado on January 20th, 2011 05:04 pm (UTC) (Expand)
отвеччаю с опозданием. - papagenaaa on January 28th, 2011 10:38 am (UTC) (Expand)
Re: отвеччаю с опозданием. - olgado on January 28th, 2011 12:49 pm (UTC) (Expand)
Musimusen on January 20th, 2011 01:14 pm (UTC)
Often ponravilsya kulon s sinim kamnem. Tol'ko moi pitlivii um nikak ne mojet ponyat' kak tam jenshina zakreplena :)
shokochkashokochka on January 20th, 2011 01:28 pm (UTC)
Думаю, женщина - объемная гравировка на стекле.
(no subject) - musen on January 20th, 2011 02:08 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - shokochka on January 20th, 2011 02:33 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - musen on January 20th, 2011 02:43 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - olgado on January 20th, 2011 04:36 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - olgado on January 20th, 2011 04:35 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - musen on January 20th, 2011 05:12 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - olgado on January 20th, 2011 05:15 pm (UTC) (Expand)
shokochka: Bulgakov - Qweenshokochka on January 20th, 2011 01:30 pm (UTC)
Спасибо за чудесный пост...это небесная Красота!
olgadoolgado on January 20th, 2011 04:42 pm (UTC)
Лара, спасибо большое! Не могла себя заставить уйти с выставки, раза четыре, наверное, не спеша обошла всю экспозицию )небесная Красота - очень точное выражение!

офф. Ой, ну как же я люблю эту аватарку!))
(no subject) - shokochka on January 20th, 2011 04:47 pm (UTC) (Expand)
Ларисаlameta on January 20th, 2011 03:29 pm (UTC)
Спасибо! отличная информация! сама недавно копала все на предмет Лалика, но некоторых фото у меня не нашлось
причем выяснила по многим сообщениям, что под Лалика нередко подгоняют все украшения в стиле модерн
olgadoolgado on January 20th, 2011 05:21 pm (UTC)
Лариса, спасибо!
об этом хорошо написал художник-декоратор Верней, освещая Салон 1903 года: "Если, в отличие от прошлых лет, в его (Лалика) экспозиции уже нет больше для нас очарования неожиданности, то не виноваты ли в этом многочисленные так называемые художники, которые задаются целью его копировать и извращают его творения, всегда такие яркие?"
тема плагиата актуальна всегда)))
Вика Сафроноваbusy_frog on January 20th, 2011 04:48 pm (UTC)
чудесные украшения :)
Спасибо, Оля! никогда не встречала ожерелье с лягушачками, такое дивное.
olgadoolgado on January 20th, 2011 04:54 pm (UTC)
Ааааа, я знала, знала, Викуш, что тебе лягушечки понравятся! :) специально для тебя включила это фото в подборку :))
(no subject) - busy_frog on January 20th, 2011 04:59 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - olgado on January 20th, 2011 05:06 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - busy_frog on January 20th, 2011 05:15 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - olgado on January 20th, 2011 05:29 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - busy_frog on January 21st, 2011 04:58 am (UTC) (Expand)
(no subject) - olgado on January 21st, 2011 08:22 am (UTC) (Expand)
(Anonymous) on January 21st, 2011 10:02 am (UTC)

Очень тонко и изящно. Понравилась подвеска с дамой в воздухе, а вокруг рамка. Прозрачная ваза в цветах.
olgadoolgado on January 23rd, 2011 06:29 am (UTC)
Нравится тебе все легкое, воздушное)) Какая ты у меня сУрьезная женсчина, лаконичная такая)))))
bead creationsbead_creations on January 22nd, 2011 01:19 am (UTC)
Друг, СПАСИБО те бе за пост! Я же, как всегда "в танке" - так и не выбралась :( (Я тут поболела по третьему кругу с начала года).
Удивительно, но почему-то на меня наибольшее впечатление произвели не украшения, а предметы интерьера... причем мне не "свойственные" - ночник с павлинами прямо ах...
olgadoolgado on January 23rd, 2011 06:34 am (UTC)
Урааа, ты вернулась, как я рад, как я рад!!! По третьему кругу - это перебор, я щитаю :) Правда, я тоже приболела, поэтому тихая такая, не надоедаю тебе страстными письмами :)))
Полностью с тобой согласна...предметы интерьера производят не менее сильное впечатления, чем украшения...
(no subject) - bead_creations on January 23rd, 2011 01:03 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - olgado on January 23rd, 2011 01:11 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - bead_creations on January 23rd, 2011 01:12 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - olgado on January 23rd, 2011 01:16 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - bead_creations on January 23rd, 2011 01:17 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - olgado on January 23rd, 2011 01:25 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - bead_creations on January 23rd, 2011 01:27 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - olgado on January 23rd, 2011 01:31 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - bead_creations on January 23rd, 2011 01:38 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - olgado on January 23rd, 2011 01:43 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - bead_creations on January 23rd, 2011 01:48 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - olgado on January 23rd, 2011 01:50 pm (UTC) (Expand)
Ирина Анохинаvlassiya on January 22nd, 2011 08:11 am (UTC)
Прекрасный пост о прекрасном художнике. Точнее сказать о волшебнике, потому что все его творчество - это пространство удивительных сказочных образов, существ, пейзажей. Его диадемы из садов с волшебными цветами, которые расцветают прямо на наших глазах, почти все образы живут, потому что воспринимая их все внутри меняется- ощущения, чувства, эмоции сменяют друг друга по мере погружения в детали. Они как истории, которые удалось воплотить в ювелирных произведениях искусства. Впервые побывав на этой выставке, я поняла, что приду еще и еще. Так и получилось. Меня тянуло туда, манило, хотелось снова прикоснуться в живую к миру этого человека. С особым интересом я рассматривала его эскизы, которые также были представлены на этой выставке. А также наблюдала как они превращались в изделия. Невероятно интересно, затягивающе, как и все в ар-нуво... Сосуды, лампы, абажуры, флаконы... - потрясающие. Не возможно оторвать взгляд. Они все обладают какой-то магией. Увидев - не возможно забыть. Лалик - великий художник. Большая удача увидеть его работы в живую, подарок для творческого человека. Спасибо Вам за то, что снова напомнили нам о нем.
olgadoolgado on January 23rd, 2011 06:55 am (UTC)
Рада видеть вас! :) Спасибо большое за теплый отзыв! Очень сложно добавить что-либо к вашим словам, настолько объемно и красиво вы описали чувства и эмоции, которые вызывает Художник! Я до сих пор нахожусь под впечатлением от этой выставки и счастлива, что увидела работы Лалика вживую.
dobroletdobrolet on January 22nd, 2011 12:54 pm (UTC)
Спасибо за пост. Очень красивые изделия. Лалик гений! Сам был на выставке, взгляд оторвать очень сложно. Ходил по залу и наматывал круги в восхищении. Ушел только перед закрытием. Столько красоты и волшебства в одном месте! Очень признателен, что вы еще раз дали окунуться в этот волшебный мир!
olgadoolgado on January 23rd, 2011 06:43 am (UTC)
Спасибо! Конечно, Лалик гений, иначе этот период не был назван "эпохой Лалика". Я не могла заставить себя уйти с выставки, ходила и ходила по залу, рассматривая произведения искусства в немом восхищении.